КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ
В 7 КЛАССЕ
ПО ТЕМЕ
«РОМАН А.С.ПУШКИНА
«ДУБРОВСКИЙ»
УЧИТЕЛЬ: ГОВОРУХА Е.Ф.
О ЧЕМ РОМАН А.С.ПУШКИНА
«ДУБРОВСКИЙ»?
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется.
Ф.И.Тютчев
1.
Вступительное слово учителя.
Работа над романом «Дубровский» начата 21
октября 1932 года. В основу сюжета был положен эпизод, сообщенный Пушкину его
другом П.В.Нащокиным (портрет на
доске). Он рассказал про одного
«белорусского небогатого дворянина, по фамилии Островский». Так и роман
назывался сначала. Этот дворянин имел процесс с соседом за землю, был вытеснен
из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить сначала подъячих, потом и других. Нащокин
видел этого Островского в остроге.
Пушкин в это время обдумывал сюжет
исторического романа об удальце, дворянине, который вступил на службу к
Пугачеву, и он нашел в рассказе Нащокина сюжет о
герое такого же типа, подсказанный самой жизнью.
Н.Г.Чернышевский писал об этом романе:
«Трудно найти в русской литературе более точную и живую картину, как описание
быта и привычек большого барина старых времен в начале повести «Дубровский».
2.
Проверка дом. задания.
1) Беседа:
- С
какими героями знакомит нас 1 глава?
-
Кого можно считать «большим барином старых времен»?
-
Похожи ли эти герои?
-Обратимся
к тексту. Что говорит автор об их сходстве и различии?
2) Проверка сравнительной характеристики
героев.
Общее:
ровесники, рождены в одном сословии, воспитаны одинаково, сходствовали отчасти
и в характерах, и в наклонностях.
Различное:
Троекуров: «Выказывал пороки человека
необразованного», «привык давать волю всем порывам пылкого своего нрава и всем
затеям довольно ограниченного ума», «надменный…с
людьми самого высшего звания», «с крестьянами и дворовыми обходился строго и
своенравно».
Дубровский:
«нетерпеливость и решительность характера», « беден и независим», горд.
-Сделаем
выводы. Чего же больше: сходства или различий в характерах этих героев?
(различий)
3)
В русской литературе мы часто встречаемся с говорящими и значимыми именами
героев. Заглянем в «Словарь русских
личных имен» (проверка индивидуального задания):
Кирилл (гр.) - господин, владыка, повелитель.
Петр (гр.) – скала, утес, камень.
Андрей (гр.) – мужественный, храбрый.
Гавриил (др.-евр.) – сильный муж, муж Божий или крепость.
-Можно
ли считать имена пушкинских героев значимыми?
4) Дальнейшая работа по
роману.
- Какова судьба героев?
(«В
некотором отношении и судьба их была одинакова: оба женились по любви, оба
скоро овдовели».)
- Что за оговорка: «в некотором отношении»?
Попробуем разобраться. Как герои
относятся к любви, к семье, к детям?
-Каковы
взаимоотношения Кирилла Петровича и Маши? (гл.8)
-
Как это характеризует Троекурова?
-Как
потерю жены перенес Андрей Гаврилович? ( гл.6)
-
Как смерть отца перенес Владимир? Какие чувства испытывает он при чтении писем
матери?
- Где еще в романе встречалось нам слово
«семейственное»? (гл.3)
Сделаем вывод: похожи ли эти семьи?
3.
Работа в группах.
Задания для групп:
1
гр.: рассказать о взаимоотношениях помещиков и слуг;
2
гр.: рассказать о завязке романа: возникновении и развитии ссоры;
3
гр.: рассказать о молодом Дубровском;
Работа
1 группы.
-
Как автор характеризует дворовых Троекурова? (гл.1)
-
Как ведут себя люди Кирилла Петровича после ссоры хозяина с Дубровским?
Сделайте вывод.
-
Что узнали об отношениях Дубровских и их слуг из разговора Владимира с Антоном?
(гл.3) Обратите внимание, как крепостная Орина
Егоровна обращается к барину.
Сделайте вывод.
Работа
2 группы.
-
Как возникла ссора между помещиками? Каково душевное состояние Андрея
Гавриловича при осмотре псарни? (гл.10)
-
Что такое «зависть»? (Обратитесь к словарю В.И.Даля)
-
Что отвечает Дубровский Кирилу Петровичу на его вопрос? Обидел ли он этими словами
Троекурова?
- А
мог ли обидеть его «тщеславных» холопов?
-
Только ли ответ Парамона оскорбил Андрея Гавриловича?
-
Принимает ли близко к сердцу этот инцидент Троекуров?
Сделайте
вывод.
-
Как дальше развиваются события?
-
Как себя чувствует Троекуров на охоте? А после охоты? (зачитайте отрывок из романа)
-
Кто же помог, чтобы вражда разгорелась еще пуще?
-
Как решил отомстить Троекуров Дубровскому за наказание
покровских мужиков, воровавших лес в кистеневской
роще?
(пересказ
сцен «Троекуров и Шабашкин»,
«Суд»).
_
Чего хотел добиться Троекуров, отняв Кистеневку у Дубровского? Удалось ли ему это? Почему его
торжество было отравлено?
-
Что узнали о состоянии Кирилла Петровича из 4 главы?
-
Почему, описывая ссору помещиков, Пушкин так много внимания уделяет Троекурову?
Работа
3 группы.
-
Какие черты характера Владимира Дубровского проявляются в Петербурге, а какие -
в Кистеневке?
_ С
какой целью дает автор в 5 главе описание осеннего пейзажа?
-
Как Владимир стал разбойником? Что побудило его сжечь родовую усадьбу? (гл.6)
-
Какой Дубровский в роли предводителя разбойников?
- О
каких эпизодах из разбойничьей жизни Дубровского узнаем и от кого?
- В
роли кого появляется Дубровский в доме Троекурова?
-
Когда мы узнаем, что Дефорж – это Владимир
Дубровский?
-
Почему он отказался от мести? (гл.12)
4.
Переход к названию урока: О чем же роман А.С.Пушкина?
-
Обратите внимание на слова из 3 главы:
«Но пора читателя познакомить с настоящим героем нашей повести»
-Обратим
внимание на слова из 8 главы:
«Читатель, вероятно, уже догадался, что
дочь Кирилла Петровича… есть героиня
нашей повести»
-
Так кого называет автор настоящими
героями произведения? Значит, оно о любви?
-
Расскажите о взаимоотношениях Маши и Владимира.
О чувствах Владимира: (гл.3, 12, 15) -1 гр.
О чувствах Маши: ( гл.
8, 12, 14) – 2 гр.
Что было главным для Маши: (гл.16) – 3 гр.
Сделайте
вывод.
5.
Итоговое слово учителя.
Работа
над романом не завершена Пушкиным. Если 1 том был написан за две недели, то
остальные главы писались с интервалами в 7-10 дней, а 15 января 1833 года
Александр Сергеевич прерывает работу над
романом. В черновиках писателя сохранился план 3 тома: «Жизнь М.К. Смерть кн.
Вер. Вдова. Англичанин. Свидание…»
6.
Домашнее задание.
Написать
сочинение, выбрав любую из предложенных тем:
«Отцы
и дети в романе», «Смысл названия романа», «Дубровский» - роман о любви».