КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

В 7 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ

«РОМАН А.С.ПУШКИНА «ДУБРОВСКИЙ»

 

 

 

УЧИТЕЛЬ: ГОВОРУХА Е.Ф.

 

 

О ЧЕМ РОМАН А.С.ПУШКИНА «ДУБРОВСКИЙ»?

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовется.

                                                                                            Ф.И.Тютчев

1. Вступительное слово учителя.

 

     Работа над романом «Дубровский» начата 21 октября 1932 года. В основу сюжета был положен эпизод, сообщенный Пушкину его другом П.В.Нащокиным (портрет на доске). Он рассказал про одного «белорусского небогатого дворянина, по фамилии Островский». Так и роман назывался сначала. Этот дворянин имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить сначала подъячих, потом и других. Нащокин видел этого Островского  в остроге.

     Пушкин в это время обдумывал сюжет исторического романа об удальце, дворянине, который вступил на службу к Пугачеву, и он нашел в рассказе Нащокина сюжет о герое такого же типа, подсказанный самой жизнью.

      Н.Г.Чернышевский писал об этом романе: «Трудно найти в русской литературе более точную и живую картину, как описание быта и привычек большого барина старых времен в начале повести «Дубровский».

 

2. Проверка дом. задания.

 

1) Беседа:

- С какими героями знакомит нас 1 глава?

- Кого можно считать «большим барином старых времен»?

- Похожи ли эти герои?

-Обратимся к тексту. Что говорит автор об их сходстве и различии?

2) Проверка сравнительной характеристики героев.

Общее: ровесники, рождены в одном сословии, воспитаны одинаково, сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях.

Различное: Троекуров: «Выказывал пороки человека необразованного», «привык давать волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума», «надменный…с людьми самого высшего звания», «с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно».

Дубровский: «нетерпеливость и решительность характера», « беден и независим», горд.

-Сделаем выводы. Чего же больше: сходства или различий в характерах этих героев? (различий)

 

3) В русской литературе мы часто встречаемся с говорящими и значимыми именами героев. Заглянем в «Словарь русских личных имен» (проверка индивидуального задания):

  Кирилл (гр.) - господин, владыка, повелитель.

  Петр (гр.) – скала, утес, камень.

  Андрей (гр.) – мужественный, храбрый.

  Гавриил (др.-евр.) – сильный муж, муж Божий или крепость.

-Можно ли считать имена пушкинских героев значимыми?

 

4) Дальнейшая работа по роману.

 - Какова судьба героев?

(«В некотором отношении и судьба их была одинакова: оба женились по любви, оба скоро овдовели».)

 - Что за оговорка: «в некотором отношении»? Попробуем разобраться.  Как герои относятся к любви, к семье, к детям?

-Каковы взаимоотношения Кирилла Петровича и Маши? (гл.8)

- Как это характеризует Троекурова?

-Как потерю жены перенес Андрей Гаврилович? ( гл.6)

- Как смерть отца перенес Владимир? Какие чувства испытывает он при чтении писем матери?

 - Где еще в романе встречалось нам слово «семейственное»? (гл.3)

 Сделаем вывод: похожи ли эти семьи?

 

3. Работа в группах.

Задания для групп:

1 гр.: рассказать о взаимоотношениях помещиков и слуг;

2 гр.: рассказать о завязке романа: возникновении и развитии ссоры;

3 гр.: рассказать о молодом Дубровском;

 

Работа 1 группы.

- Как автор характеризует дворовых Троекурова? (гл.1)

- Как ведут себя люди Кирилла Петровича после ссоры хозяина с Дубровским?

  Сделайте вывод.

- Что узнали об отношениях Дубровских и их слуг из разговора Владимира с Антоном? (гл.3) Обратите внимание, как крепостная Орина Егоровна обращается к барину.

   Сделайте вывод.

 

Работа 2 группы.

- Как возникла ссора между помещиками? Каково душевное состояние Андрея Гавриловича при осмотре псарни? (гл.10)

- Что такое «зависть»?  (Обратитесь к словарю В.И.Даля)

- Что отвечает Дубровский  Кирилу Петровичу на его вопрос? Обидел ли он этими словами Троекурова?

- А мог ли обидеть его «тщеславных» холопов?

- Только ли ответ Парамона оскорбил Андрея Гавриловича?

- Принимает ли близко к сердцу этот инцидент Троекуров?

Сделайте вывод.

- Как дальше развиваются события?

- Как себя чувствует Троекуров на охоте?  А после охоты? (зачитайте отрывок из романа)

- Кто же помог, чтобы вражда разгорелась еще пуще?

- Как решил отомстить Троекуров Дубровскому за наказание покровских мужиков, воровавших лес в кистеневской роще?

(пересказ сцен «Троекуров и Шабашкин», «Суд»).

_ Чего хотел добиться Троекуров, отняв Кистеневку у Дубровского? Удалось ли ему это? Почему его торжество было отравлено?

- Что узнали о состоянии Кирилла Петровича из 4 главы?

- Почему, описывая ссору помещиков, Пушкин так много внимания уделяет Троекурову?

 

Работа 3 группы.

- Какие черты характера Владимира Дубровского проявляются в Петербурге, а какие - в Кистеневке?

_ С какой целью дает автор в 5 главе описание осеннего пейзажа?

- Как Владимир стал разбойником? Что побудило его сжечь родовую усадьбу? (гл.6)

- Какой Дубровский в роли предводителя разбойников?

- О каких эпизодах из разбойничьей жизни Дубровского узнаем и от кого?

- В роли кого появляется Дубровский в доме Троекурова?

- Когда мы узнаем, что Дефорж – это Владимир Дубровский?

- Почему он отказался от мести? (гл.12)

 

4. Переход к названию урока: О чем же роман А.С.Пушкина?

- Обратите внимание на слова из 3 главы:

    «Но пора читателя познакомить с настоящим героем нашей повести»

-Обратим внимание на слова из 8 главы:

     «Читатель, вероятно, уже догадался, что дочь Кирилла Петровича… есть героиня нашей повести»

- Так  кого называет автор настоящими героями произведения? Значит, оно о любви?

- Расскажите о взаимоотношениях Маши и Владимира.

   О чувствах Владимира: (гл.3, 12, 15) -1 гр.

   О чувствах Маши: ( гл. 8, 12, 14) – 2 гр.

    Что было главным для Маши: (гл.16) – 3 гр.

Сделайте вывод.

5. Итоговое слово учителя.

Работа над романом не завершена Пушкиным. Если 1 том был написан за две недели, то остальные главы писались с интервалами в 7-10 дней, а 15 января 1833 года Александр Сергеевич прерывает  работу над романом. В черновиках писателя сохранился план 3 тома: «Жизнь М.К. Смерть кн. Вер. Вдова. Англичанин. Свидание…»

6. Домашнее задание.

Написать сочинение, выбрав любую из предложенных тем:

«Отцы и дети в романе», «Смысл названия романа», «Дубровский» - роман о любви».

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz